Шаманская психотерапия: взгляд практического психолога  

Для шамана весь мир - это вселенная духов: каж­дое деревце, каждая травинка, каждый камень, каж­дое озеро, каждое живое существо, и такие большие сущности, как вся наша планета, весь наш мир - все они имеют своих духов. Вся жизнь может быть по­нята как процесс обмена энергиями и взаимодей­ствие духов. И в шаманском космосе, например, любая болезнь есть следствие того, что какие-то жизненные силы, духи, олицетворяющие эти силы, покинули человека. Соответственно, большинство шаманских исцелений - это путешествие за украден­ной душой, ее возвращение. Мир - это арена битвы, и поэтому наши жизненные силы могут быть укра­дены нашими противниками и просто другими без­различными к людям и алчущими энергии существа­ми. Поэтому задача шаманского исцеления состоит в том, чтобы продиагносцировать, какие именно жизненные силы украдены, и отправиться либо за украденной душой, либо за покинувшими человека животными силы. Каждый человек в шаманском представлении имеет несколько животных сил, ко­торые даны ему от рождения или приобретаются им в ходе жизни, и все благополучие и здоровье чело­века, его особые умения связаны с этими уникаль­ными животными силами.

Европейское колдовство, как показано многими исследованиями, также имеет своим истоком язычес­кую, дохристианскую шаманскую традицию. Хрис­тианство воцарилось в Европе в ходе достаточно жесткой борьбы на протяжении многих столетий. Скажем, Литва только в 14-м веке приняла католи­чество, а до этого еще два века металась между ка­толичеством и православием, была полуправослав­ной, полукатолической страной. Князь Владимир крестил Киевскую Русь, и на всей территории Евро­пы долгое время происходила борьба между древ­ними, языческими представлениями и практиками и христианством. Упорная борьба шла, например, между кельтскими традициями и христианством. Кельтский мир, надо сказать, один из самых ужас­ных с точки зрения современного человека миров, это мир "маленького народца", мир гоблинов, кол­дунов, мир фей, волшебных существ. В книге Робер­та Грейвза "Белая богиня" исследуется культ белой или лунной Богини-Матери в дохристианской ой­кумене Европы. Кельты жили везде на территории Европы, их мир был суровый, мужчины сражались, их не хватало; кроме того, их женщины были на­столько свирепы, что кельтский мужчина - глава семьи жил в очень напряженном постоянном состо­янии бдительности, чтобы не быть убитым своими врагами и своими женами. И когда христианство в конце концов, навязало свои ценности и моногам­ную семью, то древние, архаичные пласты психики (какова структура семьи, структура жилища, струк­тура деревни , такова структура бессознательного) сопротивлялись, и лишние женщины, которые не смогли найти себе места в новом христианском мире проявлялись в таких формах, как ведьмы, они лета­ли на шабаш, собирали магические растения, уча­ствовали в пирах сатаны. Ведьма, в соответствии с приведенной в книге Теренса Маккенны этимоло­гией - это существо, что живет за деревней, за огра­дой, в овине, и есть то, что выброшено из кельтско­го мира христианством (Маккенна, 1996). Конечно, христианство, как и всякая большая религия, как иудаизм или ислам жестоко боролись с предшеству­ющей культурой, и очень многое из ценностей язы­ческой культуры было уничтожено. Например, с точки зрения христианства, духи - это непременно и однозначно духи ада, бесы, порождения дьявола, это то, с чем нужно бороться, и христианская практика - это, в немалой степени, практика борьбы с этими духами, подчинение этих духов, избегание искуше­ний, насылаемых ими. В этом есть, безусловно, ис­тина, но есть и некоторое психологическое преуве­личение, потому что мир - не только арена борьбы полярных злых сил, это еще и проявление всего жи­вого, и поляризация этого мира на добро и зло, на Сатану и Бога - это характерная черта христианс­кой традиции. И, конечно, этой новой культуре, которая боролась против мира колдунов, развилась практика инквизиции, как практика подавления голосов духов, голосов языческого, нехристианско­го мира.

Конечно, изучение шаманизма современными европейскими учеными несет на себе печать взгляда через двойную искажающую культурную оптику: прежде всего, как нечто нехристианское, поганское ("паганизм", или язычество, в переводе с основных европейских языков), второе -как что-то безумное, экстатическое, третье - как имеющее дьявольскую окраску. В этом и состоит евроцентристский взгляд на другую культуру: Европа всегда идет впереди прогресса, а весь остальной мир за ней тащится, и необходимо его просвещать, вносить туда свою ци­вилизацию, культуру, христианскую религию. Ко­нечно, когда такое отношение является основой взгляда на древние миры до какого бы то ни было анализа, очень сложно узнать древний мир. Только в 20-м веке в Европе появились первые серьезные полевые исследования шаманизма. В России, кста­ти, такие серьезные исследования были еще в 19-м веке, потому что Россия находится среди двух миров: восточного и западного; это гигантская импе­рия, которая уравновешивает в себе многие верова­ния, в которой традиционно более мягкий взгляд на иноверцев. Поэтому, скажем, этнографические опи­сания российских исследователей шаманизма обла­дают большей ценностью и до сих пор - это ценные научные факты. С развитием новой стратегии иссле­дований - полевых исследований, суть которых со­стоит в том, что понять другую культуру можно только прожив в ней, попытавшись понять внутрен­нюю организацию этой культуры на ее языке - мы стали получать более адекватную картину и увиде­ли, что шаманский космос не менее сложен, чем кос­мос европейский. Шаманская практика целительства в некоторых случаях более утонченная, чем со­временная психотерапия. Наиболее глубокие психотерапевты считают, что преобразование психотера­пии, ее инновации происходят только из шаманиз­ма, из контакта с древней культурой. Шаманство -это древнейшая психотехнология работы с созна­нием и личностью и поэтому очень важно иметь практическое знание шаманизма, снять свои пред­рассудки по отношению к нему.

Важнейшим инструментом в шаманских практи­ках является бубен, который еще до конца прошло­го века считался дьявольским орудием, и за то, что вы имеете барабан, вас могли посадить в тюрьму. Только армия и палачи имели право на бубен. Во время камлания частота ударов бубна где-то от 180 до 200 ударов в минуту, что соответствует частоте биения сердца плода в утробе матери. Поэтому ког­да мы слушаем бубен, мы как бы совершаем обрат­ное путешествие в первую перинатальную матрицу, которая является основой мистического контакта с миром, и из этого состояния мы затем можем совер­шать любые путешествия. Ребенок в утробе нахо­дится в связи со всем, матка - это его вселенная. Поэтому шаман называет бубен своим конем, несу­щим его по мистическому космосу. На бубне часто рисуется шаманская карта с тремя мирами: верхним, средним, нижним; костюм шамана также говорит о том, что шаман все время совершает путешествия.

Возможно, будет когда-то написана шаманская история европейской культуры, основой которой будут данные о связи необычных состояний созна­ния и великих поворотных пунктов развития чело­веческой цивилизации. Обычные состояния созна­ния служат для поддержания существующего поряд­ка, а необычные состояния - для изменения, для ра­дикальной революционной трансформации. Поэто­му для того, чтобы сделать что-то новое, нужно быть мастером измененных состояний сознания, мастером экстаза и трансценденции. По сути дела, вся техни­ка инноваций, преобразования - это техника экста­за, трансцеденции. Если мы проанализируем исто­рию духовных движений и науки, то поймем, что все новое входит в наш мир под маской совершенной необычности, в некотором смысле - безумия.

С информационной точки зрения сознание - это процесс переработки информации, поступающей к нам по различным каналам. В книге Арни Миндела выделяются следующие основные каналы: каналы пяти органов чувств, канал шестого органа чувств, экстрасенсорный, который Миндел называет миро­вой канал. Есть также канал сновидений, канал тела - проприоцептивный, канал движения. Миндел вво­дит кинестетический канал, потому что в динамике проявляется очень многое. Он обращает особое внимание на незавершенные движения, потому что они | - ключ к тому, что является энергией симптома. Будучи внимательными ко всем этим каналам, мы можем устанавливать связи с ними, с миром и с собой. Налаживание таких связей - это восстанов­ление коммуникативной ткани сознания, возможное благодаря энергии самоорганизующейся вселенной. Не мы развиваем и изменяем личность, не мир решает проблемы, а все самоорганизуется в простран­стве всесвязности. Это основной принцип реально действующей психотерапии: в свете всесвязности все озаряется, только в этом свете и возможна интеграция. Суть психотерапии - в восстановлении коммумникативной ткани сознания в пространстве всесвязчности.

Если вы будете говорить классически обученно­му психоаналитику о шаманском посвящении, он будет думать: "Да! Тяжелая форма психоза!". Если это будет юнгианец, он будет рассматривать все это как процесс индивидуации, обретение своей сущно­сти, построение целостной мандалы, и, конечно, здесь у клиента гораздо больше пространства, но, тем не менее, юнгианский аналитик будет смотреть на вас сквозь призму юнговских теорий, через юнговские типологии, через архитектонику процесса индивидуации, через архетипы, через свою концеп­туальную оболочку. Он будет следовать этому, ра­ботать с активным воображением, будет предлагать вам общаться с разными архетипами. Гештальт-терапевт может предлагать вам общаться с персона­жами сна. ("Кто из присутствующих здесь людей больше всего похож на волшебника из вашего сна?".) Но, тем не менее, каждый психотерапевт понимает все, исходя из своего видения, своей теоретической нагруженности.

Там, где нарушено общение между людьми и с самим собой - знак наличия проблемной зоны. Зоны общения-необщения, это первое, на что обращают внимание при диагносцировании ситуации, и их со­стояние показывает, какие коммуникативные стра­тегии нужно налаживать для помощи людям. Как правило, то, что мы называем своим "я", есть та часть психики, где лучше всего налажено сообще­ние меня с собой и с миром, это пространство метакоммуникации. Налаживая связь с необычными состояниями сознания, мы, тем самым, помогаем себе исцеляться, восстанавливая связь с энергиями и силами, которые в отсутствие такой связи проявляют­ся в качестве наших проблем. Чтобы исцелиться, надо соединиться со своими переживаниями, при­общиться к ним на тех уровнях и на том языке, на котором они когда-то сформировались как пробле­мы. Наша жизнь пронизана коммуникативной тка­нью сознания, мы соединены с миром многообраз­ными связями и языками, а не только мыслью. Чув­ства даны нам для того, чтобы быть с миром в кон­такте, а не для того, чтобы закрываться от него, по­этому все, что есть в нашей коммуницирующей все­ленной, все, что составляет бытие - это информа­ция, которая может проявиться как мудрость, буду­чи неограниченной омрачениями коммуникативно­го поля сознания. Как писал Уильям Блейк: "Если бы двери восприятия были распахнуты, все предста­ло бы перед нами, как оно есть, бесконечным". Независимо друг от друга во всех уголках" пла­неты шаманы открыли это правило. И универсальность шаманской технологии трансценденции и эк­стаза, универсальность их картографии и путей го­ворит о том, что оно универсально для человека вообще и универсальным образом проявляется в разных культурах, независимо от того, на каких язы­ках, в каких ментальных и концептуальных схемах люди отображают реальность.

Изучая духовные традиции, мы узнали, что они давно уже используют для восстановления всесвяз­ности сознания особые языки, которые мы долго искали, исходя из задач психотерапии и практичес­кой социальной психологии. Эти языки занимают промежуточное положение между нашим повседнев­ным языком и неким изначальным языком пережи­вания, о котором гласят тексты мировых мистичес­ких традиций. Они являются языками нашего глу­бинного опыта, и если мы их знаем и обращаем осо­бенное внимание на этот слой опыта, то тогда у нас намного быстрее происходит интеграция, мы намно­го полнее включаемся в коммуникативную ткань сознания именно теми гранями, которые необходи­мы для интеграции, восстановления, самосовершен­ствования


1
Назад
Напишите мне

Hosted by uCoz