Шаманская психотерапия: взгляд практического психолога  

Эта статья является научным взглядом на шаманизм, опирающимся на психологию человека. И соответствует только традиционному научному познанию.

Шаманизм насчитывает, согласно археологичес­ким исследованиям наскальных рисунков и мест древних захоронений, около 40000 лет. Пещерная живопись доказывает, что пещеры использовались для магических, ритуальных целей. В некоторых случаях исследователям приходилось в течение не­скольких часов ползти вглубь пещеры, чтобы дос­тичь места, где можно было найти картины и соот­ветствующие предметы для ритуалов. Возможно, что одиночество внутри этих пещер было техникой ини­циации, использовавшейся для исследования внут­ренних областей человеческого существа. Отметки на рогах оленя и костях показывают, что уже 30000 лет назад люди вели подсчет фаз луны, и позволяют говорить, что пещерные ритуалы и другие культур­ные практики имели сезонную или периодическую направленность.

Шаманская культура, пещерная живопись, явля­ются наиболее ярким проявлением верхнего палео­лита (от 35 до 10 тыс. лет назад). Существует следу­ющий перечень археологических культур верхнего палеолита:

- ориньяк (30-19 тыс. лет тому назад),

- солютре (18-15 тыс. лет тому назад),

- мадлен (15-10 тыс. лет тому назад) (Шкуратов В.А., 1994).

Мы предполагаем, что верхний палеолит явля­ется последним этапом целостности человеческой психики, временем, когда психическая реальность индивида сохраняло; качество "никем".

В силу того, что шаманизм является достаточно значимым социальным и психологическим явлени­ем даже в настоящее время, когда субъектно-объек-тные отношения являются достоверной реальностью функционирования личности в социуме, имеет смысл остановиться на этом явлении достаточно подробно.

С одной стороны, авторы этих строк предпри­нимали многократные попытки "шаманских путе­шествий". Мы взяли в кавычки шаманские путеше­ствия, т.к. считаем, что современному человеку чрез­вычайно трудно погрузиться в "изначальное" со стояние. Он идентифицирован с "Эго" и это создает огромную помеху в проникновении в мир "никто", в целостное мировосприятие шамана.

Шаманы были первыми профессионалами в ра­боте с людьми. Во многих смыслах они являлись пер­выми психотерапевтами. Им же принадлежит паль­ма первенства в социально-психологической рабо­те в контексте помощи людям (соплеменникам) в кризисных состояниях. Они являлись посредниками между внутренней жизнью племени и внешними за­нятиями. Они руководили всеми "обрядами перехо­да", такими как рождений, инициации при дости­жении половой зрелости, свадьбы и смерти, а также всеми "ритуалами силы", которые являлись попыт­ками усилить потенциал племени мощными природ­ными силами в период таких кризисов, как голод, буря и эпидемия.

Роль шамана варьируется от культуры к культу­ре в зависимости от различных обстоятельств. В не­которых культурах шаманистическая идеология, техники и ритуалы преобладают в социальном вза­имодействии, в других - оказывают второстепенное влияние.

По сути, сила шамана лежит в овладении экста­тическими техниками с использованием сновидений и трансовых состояний. Экстаз в своем первоначаль­ном смысле означал альтернативное состояние со­знания при осознании единственной эмоции - вос­торга. Шаман также в совершенстве владел тради­ционной мифологией, генеалогией, системой веро­ваний и тайным языком племени, целительскими методами. Молодые люди, призванные стать шама­нами, привлекали внимание своей любовью к оди­ночеству, желанием бродить по лесу по недоступным местам, видениями и спонтанным созданием песен. Иногда они входили в состояния, подобные трансу, теряя при этом сознание. Люди племени относятся к этим состояниям с большим благоговением, посколь­ку верят, что при этом духи увлекли душу шамана в место, где они его обучают, иногда это может быть предок шамана, передающий ему тайны профессии.

В некоторых культурах поведение будущего ша­мана описывается словами, которые, кажется, гово­рят о психопатологии. Это соответствует истине, по­тому что этим людям необходимо вылечить самих себя, чтобы стать шаманами. Часто кризисное со­стояние, граничащее с безумием, провоцируется в будущих шаманах внезапным объявлением перед лицом других членов племени об избрании их духа­ми для этой профессии. В других случаях это ини­циирующее заболевание вызывается снадобьями, постом и другими формами аскетизма. Несмотря на любые значения ритуалов, во всех обрядах инициа­ции воспроизводится символический паттерн смер­ти и возрождения.

И только после такого очищающего опыта ша­маны обретают шаманистическую целительную силу. Тогда они получают новую плоть, и духи обу­чают их магическому искусству. Они видят богов на небесах; они учатся находить души больных, что заб­лудились или были похищены демонами. Они учат­ся тому, как помочь душе умершего найти новое место жительства; и они приобретают новые знания, регулярно общаясь с высшими существами.

Говорится, что шаманы умирают и возрождают­ся к жизни множество раз. Они знают, как сориен­тироваться в неизвестных областях, в которые они попадают во время экстаза. Они учатся исследовать новые уровни существования, которые открывают­ся им в их опыте.

Антропологам хорошо известно, что похожие шаманистические системы существуют в Тьерра дель Фуэго, в верхней части Южной Америки, в Лаплан­дии (Северная Европа), Сибири и Южной Африке. У австралийских аборигенов, отделенных от всего человечества в течение тридцати или сорока тысяч лет, есть в основе своей такая же система.

Существуют доказательства того, что шаманы владели подробными знаниями об использовании многих снадобий, вызывающих альтернативные со­стояния сознания. Религиозная литература Индии указывает на использование в древности мифичес­кого, или, по крайней мере, не открытого еще, пси­ходелика, называемого сомой, который позволял войти в контакт с внутренними силами природы. Примитивные племена Центральной и Южной Аме­рики известны своим использованием в ритуальных целях таких снадобий, как йядж, пейотль и многих других, вызывающих экстатические переживания. Иногда экстаз вызывался ритмом барабанов и танцами, длящимися всю ночь.

Есть также причины верить, что древние шама­ны занимались практиками, которые можно обозна­чить как прототипы современных систем йоги и ме­дитации.

Общим утверждением является то, что, находясь в альтернативных состояниях сознания, шаман мог диагностировать болезнь, видеть будущее, видеть предметы, находящиеся на большом расстоянии от него, идти по горячим углям и говорить с духами умерших. Сообщения этого типа можно встретить во всех воспоминаниях исследователей и ученых.

При всем кажущемся примитивизме шаманской культуры мы должны признать тот факт, что имен­но они закладывали базовый паттерн разрыва ре­альности. Именно шаманской культуре принадле­жит одновременное существование в хилотропной и холотропной реальности, в реальности жизни примитивного племени всеми ее бедами и заботами и реальности духов, экстатических эмоциональных состояний, видений. Именно в шаманском прасознании возникла вторичная отраженная реальность,реальность идеальных образов, символов.

При этом вторичная отраженная реальность яв­лялась не менее фактуальной, чем первичная. Нари­сованный в пещере бизон или медведь были настоль­ко же реальны, насколько бизон или медведь в лесу. Запредельная реальность духов умерших не менее реалистична, чем жизнь соплеменников. Нам кажет­ся, что была целая эпоха, когда две реальности были абсолютно равнозначны и расширение, разрыв ре­альности в шаманском мышлении на два пласта (сей­час принято их называть идеальный-материальный) - необходимый шаг в эволюции человеческого са­мосознания. "Идеальное есть не что иное, как мате­риальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней" (К.Маркс). Нам очень хо­телось бы отметить, что это "пересаживание" про­исходило в не простой голове, а в процессе разрыва реальности в "сумасшедшей" шаманской голове. Сумасшедшей вне сомнения, т.к. адекватность ша­манского миросозерцания и сейчас подвергается сомнению. Сила и интенция шаманской культуры к воспроизводству идеальной реальности была пре­дельно героической.

Существует гигантская область практического психологического знания, которую, за неимением лучшего термина, можно назвать "шаманская пси­хотерапия" или "шаманская медицина". И эта об­ласть знания не менее мощная, чем известная нам европейская медицина. Шаманизм не является ту­земным пережитком. Он - древнейшая самостоятель­ная форма психотехнологии и целительства. Он - празнание, которое служило человеку на протяже­нии последних сорока тысяч лет и привело к появ­лению современных религий и цивилизации, искус­ства и науки и которое они неосмотрительно преда­ли забвению.

Многие исследователи проводят различие меж­ду шаманизмом и шаманством, мы этого не делаем. Мы не профессиональные исследователи шаманиз­ма, поэтому будем вперемешку употреблять терми­ны и шаманизм, как систему воззрений, и шаман­ство, как соответствующую практику, понимая под этим нечто одно - мир шамана.

Все мы помним расхожее представление о шама­не в нашем социалистическом прошлом: это либо некие таинственные целители, удивительные перво­бытные маги из дальних стран, либо какие-то "со­ветские" старики или старухи в лохмотьях, неисто­во пляшущие как безумцы с вытаращенными глаза­ми, разбрасывающие кости, исходящие пеной, в чем-то наподобие припадка. Создавался образ чего-то дикого, невнятного, на грани помешательства. В ранних исследованиях европейских этнографов и ученых, а особенно психологов и психиатров, кото­рые пытались определить, что такое шаман, почти повсеместно говорится, что шаманизм или шаман­ство - это та или иная форма истерии, что шаманы и целители - люди ненормальные.

Шаманизм, как прекрасно определил в своей книге Мирча Элиаде - это "архаичная техника эк-, стаза" (Элиаде, 1997). В этой книге описаны все важ­нейшие моменты шаманской практики: это архаич­ная, восходящая к истокам человечества, практикагадания, целительства, путешествия в другие миры, добычи знания, социального регулирования и ба­лансирования. Исторические данные указывают, что корни шаманизма в очень давнем прошлом - свыше сорока тысяч лет. Многочисленные свидетельства тому собраны в одной из самых интересных книг по шаманизму - иллюстрированном историческом атласе мировой мифологии Джозефа Кемпбела. И пер­вый том - "Путь животных силы", - целиком посвя­щен исследованию шаманских культур и генеалогии различных шаманских традиций (Cambpell, 1988). Шаманизм возник до буддизма, христианства, хри­стианства, до ислама, до митраизма, до язычества в славянском и европейском мире. Это, действитель­но, фундамент всех культур, проторелигия, пред­шествовавшая любым другим организованным фор­мам религии.

Шаманизм или шаманство - это наша реальная история. И в каждом из нас в этом смысле существу­ет семя этого опыта. Шаманский космос - один из самых древних слоев человеческой психики, прак­тики, сознания, и этот слой может быть вызван к жизни, и действительно вызывается к жизни в осо­бого рода ситуациях. Как прекрасно определил ша­манство Арни Миндел, сам великий "шаман" и ве­ликий новатор в психотерапии, шаманизм есть "архетип встречи человека с неведомым" (Минделл, 1996). Каждый раз, когда перед нами встают жиз­ненно важные задачи, когда мы один на один с ми­ром, в нас пробуждается древний шаман и дает не­обходимые нам силы и древние знание.

Шаманизм, как и холотропное дыхание, внешне достаточно прост. Но это вовсе не значит, каждый из нас, может стать шаманом, потому что быть ша­маном - это очень и очень нелегкая вещь. Каждый шаман, прежде чем стать шаманом, был избран, при­чем избран не людьми. Шаманство, в отличие от власти вождя, не наследуется, как правило, по ро­довой линии. Шаманов избирают духи. Они реша­ют, кому быть шаманом, а кому - обычным членом племени. Шаман в древних обществах олицетворял ту синкретичную фигуру человека тайны, который был одновременно учителем, целителем, магом, вож­дем. Впоследствии, по мере дифференциации чело­веческой жизни, функции шамана расщепились, по­явился институт магии, институт религии, институт власти воина-правителя.

Элиаде отразил в названии своей книги одну су­щественную черту шаманизма: это техника экстаза. Шаманская практика происходит, как правило, в необычных, экстатических состояниях сознания. Один из исследователей шаманизма, крупный транс­персональный психолог Роджер Уолш, даже ввел специальное понятие: "шаманское состояние созна­ния" - для того, чтобы определить специфичность состояния сознания, возникающего во время шаман­ских практик (Уолш, 1996). Шаманы входят в это состояние обычно для того, чтобы путешествовать в другие миры. Шаманский космос многообразен, хотя для простоты в нем выделяют три основных мира: нижний, средний и верхний, которые устой­чиво существуют во всех шаманских традициях мира.

Арни Миндел, великий революционер психоте­рапии, сам является своеобразным шаманом. Руко­пись его последней еще неопубликованной книги так и называется: "Шаманское руководство по вселенной". Он объясняет шаманизм с точки зрения дао­сизма, квантовой физики, современной психотера­пии (Минделл, 1998а, 19986). По сути, все великие психотерапевты, в той или иной степени, шаманы. Милтон Эриксон, Фриц Перлз, Станислав Гроф и другие. В каком смысле шаманы? В том же самом смысле, в каком являются шаманами экстравагант­ные, великие, неординарные люди: политики, писа­тели, художники. Мы называем таких людей шама­нами, потому что они могут управлять необычны-,. ми состояниями сознания, использовать эти состоя-! ния, работать в этих состояниях на таких скоростях: и уровнях, которые обычному человеку недоступны.

Из работ С. Грофа по необычным состояниям сознания хорошо известно, что они имеют порази­тельные целительные возможности (Гроф, 1997). И шаманизм - самая древняя практика работы в нео­бычных состояниях сознания - имеет очень большое значение для практики холотропного дыхания. Сам жанр холотропного дыхания весьма сродни жанру шаманского путешествия. В шаманском путеше­ствии, как ив холотропном дыхании, под звуки буб­на и трансовой музыки отправляемся в странствия в различные миры для исцеления и получения ново­го знания.

Жанр путешествия - это универсальный жанр. С ним мы встречаемся в научно-фантастических рома­нах, в фантазии, в сновидении, в холотропном ды­хании, при приеме галлюциногенов, в поиске виде­ний; все это практики, которые сродни шаманским.


2
Назад
Напишите мне

Hosted by uCoz