ИНФОРМАЦИЯ ВЗЯТА ИЗ САЙТА: http://gov.cap.ru
В большинстве случаев народное поверье болезням приписывает с в е р х ъ е с т е с т в е н н ы е п р и ч и н ы. Во многих случаях их причиняет злой дух (усал), который вездесущ. Человек везде может наткнуться на него, как об этом довольно подробно говорится в первом заклинании:
Отчего бы ни случилась (болезнь), -
От ветра ли,
От земли ли,
От воды ли,
Утром ли,
Вечером ли,
На восходе ли солнца,
На заходе ли солнца,
Будь то днем,
Будь то в полдень...
Злых духов, насылающих болезни, целая армия: иййе, разные местные киремети, которые появляются по ночам на перекрестках, на берегах рек, вод. Человеку достаточно побывать в тех местах, где они находятся, и они уже "цепляются" за смертного, "ловят" и насылают на него разные болезни?*.
Киреметь - особенно злой дух, который во многих случаях является и оружием мести разгневанного врага. Приходит такой человек к месту обитания или к дереву того или иного киреметя, постучит по стволу дерева и обращается к нему:
- Господин, поймай этого и этого человека, вырви у него душу!..
Злому духу то и надо: выходит из своего дерева и нападает на жертву, но так, чтобы потом знахарь успевал вовремя читать заклинания.
М е р т в е ц о в тоже можно подстрекать против живых, чтобы "схватили" их, и насылали на них желтуху, бесплодие, бессилие... Но умерший и сам встает из своей могилы, нападает на людей, если там внизу проголодается, если на поминках в годовщину его смерти не жертвуют ему еду, если оскорбляют его бранью, плохими разговорами.
Злые духи, обитающие в п е р в о э л е м е н т а х (или с т и х и я х) - в з е м л е, в о д е, в е т р е, о г н е, тоже причиняют болезни, беды, опасности. Злой дух, обитающий в земле, учиняет человеку хворь, если тот ночью лежит на голой земле: вытягивает из него все силы до полного изнеможения.
Если человек идет по берегу реки и его напугают живущие в ней чудища упкăн, эсрел, или этот человек падает в воду при переправе, на него злые духи воды насылают лихорадку. Злым духом является также вихрь, он сопровождает человека и не сдобровать тому, кто повстречается с ним. Человек там же на дороге падает в обморок, лицо его синеет, а сам он немеет. Дух огня причиняет пожары, но знахарь и против этого знает заклинания.
Болезням, возникшим в результате п о р ч и, с г л а з а и г н е в а, мы посвящаем отдельные главы, а здесь их только вспоминаем в качестве новых групп сверхъестественных причин болезней. Однако есть помимо этих и такие болезни, которые народ объясняет естественно, или считает их наказанием господним. Например, такие как мор, змеиный укус, раны, причиненные железным инструментом, зубная боль, понос и т.д.
Отгоняющие духов знахарские заклинания по-чувашски называют - язык. Кто знает заклинания против какой-нибудь болезни или может помочь в какой-нибудь беде, о нем говорят, что он знает язык такой-то болезни, что умеет говорить на языке вселившегося, причиняющего беду злого духа, поэтому духи повинуются ему. Заклинания довольно часто состоят из множества маленьких отрывков, и в конце каждого отрывка надо дунуть (плюнуть) на применяемую в качестве лекарства воду или водку. Эти небольшие отрывки в рамках заклинаний называют халлап (слово, сказка).
В заклинаниях знахарей местами чувствуется влияние последних времен, однако все еще очень много сохраняется из э л е м е н т о в б ы л о г о ш а м а н с т в а. Так, в частности, с о с т о я н и е т р а н с а, которое одно из самых характерных явлений шаманства, возможно, полностью исчезнувшее уже из круга деятельности колдунов и знахарей, во многих заклинаниях, берущих свое начало с незапамятных времен, сохранило свои следы. Шаманы у восточных тюрок в состоянии транса обходят весь духовный мир и что там они в отдельных надземных регионах видят, обо всем по порядку и рассказывают, просят духов гадать по разным вопросам и приносят от них известия. Фрагментарные следы этих же явлений имеются и в чувашских заклинаниях: иногда перед глазами знахаря возникает магический конь, пришедший с края четырехугольного или семьдесят седьмого мира, стоит перед ним и теребит ногами, иногда с глазу на глаз он видит самого злого духа и все это он воспринимает как предсказание на исход болезни. Вот из них несколько отрывков:
(Порча 1.)
С окраин четырехугольного светлого мира
Прискакал оседланный с и в ы й к о н ь,
И как этот конь стоит, переступая с ноги на ногу,
Так и он (больной) потерял покой.
(Порча 6.)
С окраин семидесяти семи миров
Явился оседланный г н е д о й а р г а м а к.
Повернувшись обратно, уходит.
Если пристало зло, ждем от Бога,
Чтобы оно быстро ушло.
(Порча гневом 10.)
Из окраин семидесяти семи миров
Приехал на гнедом аргамаке,
Стоит, мотая головою,
Повернется обратно и уходит восвояси.
Когда снизойдут от Бога способствие и благополучие,
То болезнь леме пусть также уходит восвояси.
Иногда в заклинаниях упоминается о н а д з е м н ы х с ф е р а х, заселенных духами и небесными телами. Это и есть смутная память о прежнем языческом, разделенном на сферы, мироздании. Прежний чувашский шаман в состоянии транса доходил вплоть до семьдесят седьмого мира, там видел солнце и луну, как они ели и пили за золотым столом, видел "в семидесяти семи светлых мирах с четырех сторон занимающуюся зарю", и обо всем этом он рассказывал в своих видениях, и все эти очень древние элементы через века и тысячелетия переходили из поколения в поколение, искажаясь, теряя свое значение, вошли в заклинания сегодняшнего знахаря как свидетельство о миропонимании далекого прошлого.
Так, к примеру, звучит заговор (2.) против порчи:
В семидесяти семи светлых мирах
Были вместе месяц и солнце,
Они за золотым столом сидят,
Из золотых блюд золотыми ложками
Пьют и едят.
Когда человеческий род
Прибежит к тому золотому столу
За которым едят и пьют из золотой посуды
Все это соберет одним своим дыханием
Завяжет-увяжет в один узел
Да когда принесет ко мне,
Пусть только тогда своим колдовством
Сможет осилить нашего (Ивана)
И сумеет завязать-увязать ему руки и ноги.
В этой же сфере дальше следует такое видение:
В семидесяти семи светлых мирах
С четырех сторон занимающаяся заря,
В середине светлого мира установлен столб,
Затянут тугим кольцом,
Завязан-увязан в единый узел.
......................................................
Во многих заклинаниях встречаются еще упоминания о семидесяти семи крепостях, золотом мосте, серебряном мосте, белом дубе, златорогом баране, находящихся на острове семидесяти семи морей, семидесяти семи миров, по всей вероятности, и эти образы во многих отношениях являются темными, потерявшими свое значение фрагментами прежних шаманских видений.
О своих связях с добрыми духами целитель вспоминает чуть ли не в каждой молитве, рассказывая о том, что и он, и Бог и Матерь Божия тоже готовы исцелить больного, выгнать из него вселившегося в него злого духа. К примеру:
(Порча 7.)
Я выслушал с благоговением,
Боже, Матерь Божия,
И ты избави.
(Болезни, причиненные злыми духами 1.)
Матерь Божия, возверни благо [то есть здоровье].
И я слушаю с удовольствием,
И от тебя пусть будет добро,
И от меня пусть будет добро...
Суть способа изгнания духов сводится к тому, что знахарь желает что-нибудь н е в о з м о ж н о е, а злой дух, только исполнив это, сможет навредить больному или властвовать над ним. В этих отрывках заклинаний народный дух продемонстрировал свои самые фантастические игры [воображения]:
(Порча 3.)
На семидесяти семи землях
Златорогого быка
Когда сумею выловить и опутать
Тогда лишь пусть схватят и опутают.
(Сглаз 6.)
На острове семидесяти семи морей
Долгая ель,
На верхушке долгой ели
восседает дятел-долбунец.
Когда на затылке того дятла
Появятся глаза,
И когда на эти глаза упадет сглаз,
Упадет хаяр,
Пусть только тогда упадет сглаз...
Кроме древних шаманистических элементов в значительном количестве заговоров чувствуется уже и мусульманское, и христианское влияние последних веков, часто фигурирует в них арабо-персидского происхождения псмлле (араб. " - во имя Бога) и амин ( араб. - пусть будет так). Значение последнего настолько затемнилось, что во многих случаях употребляют как определение имени Бога, как будто хотели с его помощью выразить понятие "вечный Бог".
Кое-где в заклинаниях проскальзывает и слово "ангел" , но это уже под христианским влиянием самых последних десятилетий - один из последних сигналов скорой гибели [чувашских] древностей.