Информация взята с сайта: http://gov.cap.ru
Если колдун олицетворяет собой силу порчи, то знахарь знает причины разных болезней, является умиротворителем разгневавшихся духов, причиняющих болезни, а также умиротворителем душ умерших, одним словом он народный целитель, ему во многих случаях известно и местонахождение краденого скота. Знахарством в основном занимаются старухи, бывает, иногда и мужчины. Их профессия и тайное знание вызывают чрезвычайно большое уважение, или, точнее, страх, все стараются с ними быть в хороших отношениях, в случае беды или болезни единственное спасенье в знахаре. В случае болезни умоляют его: "Не оставь меня, помоги мне, Бога ради! Сделай из меня человека...!"
Во время болезней, несчастий, опасностей они выступают как советники народа, но их роль ограничивается лечением. При совершении языческих жертвоприношений они не исполняют никаких обязанностей, не считая небольшой роли в большой полевой жертве (учук) в качестве знахаря, ведь молятся за предотвращение падежа скота [мора] и плодородие. Параллельно со знахарством они же действуют как повивальные бабки.
Лечение знахарей в первую очередь основывается на том, чтобы узнать причину возникновения болезни для того, чтобы потом в соответствии с ней можно было применить необходимые для лечения жертвы и дуновения и т.п. Чтобы узнать причину болезней, имеется несколько разных методов.
Подойдя к постели больного, нащупывают пульс на его правой руке, что, в частности, указывает на тяжелый или менее тяжелый характер болезни, а также на то, какой из киреметей навредил больному. Ведь большинство болезней происходит от киреметей. Пока знахарь щупает пульс больного, он подряд перечисляет имена всех известных могущих навредить киреметей. Пульс всегда частит при упоминании того киреметя, который и причинил болезнь, его и надо каким-либо образом умилостивить.
После этого он берет в руку м о н е т у, которой ему заранее платят за лечение, и по ней продолжает гадание. На поверхности монеты опять видит, кто навредил больному, киреметь либо какой-нибудь другой злой дух, либо какая-нибудь из душ умерших. Ему на монете видно и то, вылечится больной или нет. Если вылечится, то перед его глазами монета полностью побелеет, а если нет, то почернеет.
В некоторых местах знахарь приказывает больному наполнить стакан водой и, с м о т р я н а э т у в о д у, определяет причину возникновения болезни.
Более старый и оригинальный метод гадания - это гадание с помощью "ш а р и к а з н а х а р я" (юмăç муклашки), называемый шай шайлани, или шай тытни. Его орудие - это нитка длиной в предплечье (поларшина) и свинцовый шарик (муклашка), прикрепленный к концу нитки. Знахарь стоит с ним около кровати больного и держит в одной руке неподвижно висячую нитку. Потом он начинает перечислять имена киреметей, гадая, какой же из них мог повредить больному. Если при назывании того или иного имени нитка качнется, именно этот киреметь наслал порчу на больного. Он советует родным, какую жертву принести ему (киреметю) для исцеления от болезни. Они сразу же дают обещание совершить жертву киреметю, после того как больной в ы з д о р о в е е т. Им несдобровать, если после выздоровления больного попытаются обмануть злого духа, не дав ему обещанного подарка. Он им снова навредит, нагнав еще более сильную хворь на них. (Улхаш).
В Вомпукассах это же приспособление называют "х л е б о м з н а х а р я", разница между ними только в том, что вместо свинцового шарика к концу нитки привязывают кусочек хлебного мякиша. Знахарь с ним обращается следующим образом: садится рядом с больным, правую ногу перекладывает через левую, монетку, полученную за лечение, кладет на правое бедро, а нитку в правой руке держит над ней. Тоже упоминает подряд киреметей, обращаясь к ним по имени.
Если нитка, качнувшись, пойдет по кругу, то навредил не этот киреметь. Называет имя другого киреметя до тех пор, пока нитка не пойдет прямо, потому что именно этот причинил болезнь.
Бывает иногда, что знахарь не может установить, от чего же возникла болезнь. Тогда это он мотивирует тем, что не угадали, в какой же день пригласить его. В таком случае он приходит еще на второй или на третий день и заново начинает гадать вышеописанным способом.
После того, как выяснили как возникла болезнь, какой именно киреметь явился вредителем, стараются умилостивить его либо какой-нибудь мелкой жертвой, либо с помощью заговора отогнать от больного злой дух. Эти небольшие жертвы, как правило, представляют гуся, утку, лепешки, но чаще всего только восковые свечки, одно-или двухкопеечную монету, фигурки из теста (орхамах), которые выносят на место обитания киреметя или прочего злого духа, там кладут на землю и оставляют. (Более подробно см. в главах, посвященных жертвам и наговорам). Эти советы знахаря обходятся всего лишь в 2-3 копейки. При жертвоприношении он устанавливает количество всего, что должны дать, все остальное делают родные больного. Заговоры обходятся уже подороже, поэтому некоторые применяют их только в случае более тяжелых болезней.
Один из оригинальных видов жертв - это искупление души больного за душу другого живого существа. Если колдун или иной злонамеренный враг подстрекает против кого-нибудь киреметя, и злой дух на самом деле навредит ему в виде какой-нибудь болезни, то знахарь вместо больного выносит к роднику или речке, где обитает киреметь, живую курицу или яйцо (что тоже символизирует жизнь) и бросает их в воду, чтобы смерть настигла их там. Киреметь довольствуется душой курицы и больше уже не желает душу человека, против которого его подстрекали, оставляет его, и больной выздоравливает.
Когда знахарь совершает такого типа мелкие жертвоприношения, или приказывает сделать это своим больным в отношении причиняющих болезни злых духов, об этом чуваши говорят: çăк тăват "приносит жертву (искупления)".
Д у н о в е н и е*, играющее в знахарстве большинства народов значительную роль, в науке чувашских знахарей таит в себе силу, способную отгонять духов. Дуновение применяется только вместе с заклинаниями, после их произношения дуют на воду или водку и т.п., применяемые в качестве лекарства. Дуновение собственно есть плевание, которое более точно можно передать междометием "тьфу". Впрочем, в народе дуновением называется произнесение заклинаний с одновременным плеванием. Знахарь это делает следующим образом: в правую руку берет стакан, наполненный водой или водкой, наклоняется над ним и произносит заклинания. Во время произнесения заклинаний каким-нибудь железным предметом, находящимся в его правой руке (хоть чем, главное, чтобы было железное: ключ, железный гвоздь и т.д.), пару раз обводит край стакана и после заклинаний один раз дует на воду или водку. В случае более тяжелых болезней эти же заклинания произносит несколько раз на один и тот же стакан снадобья, чтобы таким образом добиться более надежного эффекта. В некоторых местах знахарь над стаканом воды держит накрест раскрытые н о ж н и ц ы и произносит заклинания на ножницы.
Все эти железные предметы, ножницы напоминают нам железные украшения и прочие металлические подвески, висящие с одежды и посоха восточнотюркских шаманов, которым, как правило, народ приписывал особую волшебную силу. Не исключено, что раньше, когда у чувашей встречались еще свои шаманы, у них был специальный наряд с погремушками и с подвесками, как у других восточных собратьев, с помощью этих пришитых к одежде железных подвесок они произносили свои заклинания (с дутьем).
Однако знахарь обычно плюет (дует) не только на лекарство, а иногда плюет и в лицо больного через ножницы (см. Сглаз 6), а иногда брызгает водой в лицо больного через в е н и к.
Для изгнания духов имеются и другие приемы. Знахарь обносит горстью земли, кусочками хлеба, золой голову человека или животного, прочие больные части тела - девять, одиннадцать, сорок, сорок один и семьдесят семь раз в зависимости от степени тяжести болезни и пока обносит, произносит отгоняющие злых духов заклинания.
Очень оригинальным способом знахарства является изгнание иййе??, когда вокруг маленького ребенка, в которого вселился иййе, зажигает кудель, размахивая колючей веткой и прыгая вокруг него: знахарь отгоняет отца и мать духа-вредителя.
Самый простой вид лечения - это с ч е т. Лечение проводится следующим образом: знахарь берет в руки какой-нибудь предмет, к примеру, сухую кость, гребень, точилку, зернышко ячменя и т.п. , усаживает больного перед собой и начинает считать от 1 до 11, от 1 до 9, потом обратно, пока не досчитает до единицы, но таким образом, что постоянно пропускает по две цифры, чтобы в итоге получились нечетные ряды чисел. При произношении каждой цифры он предметом для счета прикасается к болящей части тела больного и в конце каждого ряда чисел плюет в сторону один раз.
В знахарской практике при лечении от испуга также имеет место л и т ь е с в и н ц а. Впрочем, это служит только для того, чтобы налитый в воду расплавленный и застывший там свинец своей формой показал, кого или чего испугался больной, но это еще не само лечение испуга, для этого есть отдельное заклинание.
Знахарские знания, как и колдовство, передаются из поколения в поколение: дочь усваивает их от своей матери, а она потом учит свою дочь и т.д. Однако знахарское ремесло не настолько сложное и требовательное, как колдовское, поэтому выучить заклинания может любой человек, а также может их сразу применять, для этого не требуется особой помощи злого духа, как колдунам. Поэтому среди чувашей встречается довольно много мужчин и женщин, знающих несколько молитв-заклинаний против наиболее частых болезней, которые при необходимости применяют их дома в своей семье или в кругу знакомых. Например, довольно много людей знает заклинания от укуса змей, от сглаза или от пореза железом.
По общему поверью, в своей практике, в отличие от колдунов, знахарь не прибегает к соучастию злого духа, напротив, в большинстве своих заклинаний он обращается за помощью в предотвращении определенной болезни к Богу или к Богоматери, молит их за отстранение причиняющего болезнь злого духа. Однако все же есть такие места, где вроде бы отождествляют знахаря с колдуном, приписывая ему сатанинскую власть и сговор с шайтаном. На севере Чувашии в Вомпукассах я слышал свидетельствующую об этом одну легенду:
"Был один богатый человек, было у него много бумажных денег, которые он держал в сундуке. Однажды случайно он оставил открытой крышку сундука, и теленок, забредший в это время в избу, съел из сундука все бумажные деньги богача. Уже в тот день хозяин начал искать свои деньги, но так и не сумел найти их. Спрашивает домашних, мол, не видели ли, не они ли украли, но денег и след простыл. Наконец-то он решается идти к знахарю, чтобы тот рассказал ему, куда же все таки запропастились деньги. Вместе с ним к знахарю отправляется и его сын.
Богач пожаловался знахарю на свою беду и попросил его погадать. Знахарь ему говорит:
- Хорошо, только выйди на минутку из избы, и когда я позову, тогда возвращайся!
Богач вышел из дома во двор, но его сын так спрятался около двери, что даже сам знахарь его не заметил. Тогда знахарь, полагавший, что остался в доме один, заглянул под скамью и спросил у сидящего там шойтана, куда делись деньги хозяина.
А шойтан ему ответил:
- Деньги съел теленок, но ты скажи хозяину, будто бы их украла его сноха. Она от такого горя повесится, а ее душа будет нашей.
Знахарь пригласил богача в дом и велел ему идти домой, а о деньгах наказал спросить сноху, ибо деньги якобы украла из сундука она.
Но по пути домой сын, который все слышал около двери, рассказал своему отцу о том, что говорил шойтан знахарю, что мол не сноха украла деньги, а съел их теленок.
Богач как только пришел домой, тут же достал нож, наточил и заколол теленка. И в желудке теленка нашел все свои бумажные деньги".
Из этой легенды в частности выясняется, как верит народ в то, что знахарь может дать сведения относительно потерянной или украденной скотины, а также в легенде как бы содержатся те таинственные, темные представления, которые народ во многих местах связывает с личностью знахаря, не отличая его от колдуна.
Это и является одним из доказательств того, что когда-то в язычестве знахарь и колдун были одним лицом. А когда круг действий шамана свелся, с одной стороны, к порче, с другой - к излечению, понемногу начали вырисовываться образ бесноватого колдуна и образ знахаря, могущего хорошо приспособиться к разным религиям, очень часто, в зависимости от потребностей жизни, он исполнял то одну, то другую роль: тут колдун занялся лечением, а там знахарь брался за колдовство.
Знахари, впрочем, известные жулики, которые все беды народа используют только для того, чтобы наполнить свой карман. И чуваши везде ругают их за вымогательство, но несмотря на это, если их настигает беда, первым делом бегут за помощью к знахарю. Есть у них и пословица о бессовестности знахарей:
Кто не ленится, становится мастером,
Кто не стыдится, становится знахарем.
В Вомпукассах же слышал я такой случай о махинациях знахаря:
"Одна женщина приводит к знахарю свою больную туберкулезом дочь, чтобы заполучить лекарство от ее болезни. Знахарь, покачивая гадательную нитку, говорит, что девушку можно вылечить, но обойдется это дорого, для этого нужно 8 рублей. Мать согласна заплатить сполна, лишь бы он ее вылечил. Во время разговора знахарь замечает, что на шее и груди девушки очень много серебряных монет и выспрашивает, где купили, где взяли. Они рассказывают, что это тетя или бабушка оставила им в наследство. Ага, вот и причина беды, наверняка душа покойницы поймала девушку и наслала на нее болезнь. Он им советует серебряное монисто в тот же день выбросить в речку такого-то киреметя на таком-то месте. Девушка последовала совету знахаря и украшение выбросила в воду на сказанном месте. А знахарь, естественно, первым делом пошел за ними к речке и вытащил из нее серебряные монеты".
Назад
Напишите мне
|